Александр Маджаров. Выйти из тени. Главком «Гомеля» о команде, Чатере и немного о себе
- Автор Дмитрий Степанец
- обновлено: 22.08.2021
В межсезонье руководство гандбольного клуба «Гомель» объявило, что дальше работать в качестве главного тренера с женской командой будет Александр Маджаров, ранее ассистировавший ныне почившему Томажу Чатеру.
Эта новость никого сильно не удивила, ведь напрашивалась сама собой. Маджаров сначала играл в «Гомеле», а затем помогал в работе тренерскому штабу. Корреспондент СпортНавин Дмитрий Степанец встретился со специалистом и расспросил о карьере, работе в дуэте с Томажем Чатером и конечно же о команде.
— Александр, с чего началось увлечение гандболом, когда оно переросло в профессию и пробовал ли ты себя в другом виде спорта?
— Наверное, это как у многих: не один вид спорта попробовал, пока не определился со своим. А начал заниматься гандболом в пятом классе: в школу, где я учился, группу набирать пришел тренер Виктор Васильевич Марчук. Я скорее за компанию с одноклассниками согласился. Правда, позанимался я в этой группе с полгодика, сам-то был маленький, щупленький, комплекция не подходящая для гандбола (улыбается). Раз не попал на соревнования, потом снова не взяли, после этого у меня интерес к гандболу пропал. А потом была секция борьбы – тоже чуть более шести месяцев прозанимался. Там боялся остаться маленьким, с поломанными ушами, поэтому с вольной борьбой тоже распрощался. Вскоре увлекся баскетболом, кстати, до десятого класса занимался. Раскрою секрет (смеется), меня старшие ребята во дворе постоянно приглашали играть на площадку, потому что у меня был мяч. Мне нравился баскетбол, если честно. Очень любил смотреть игры НБА по телевизору, тогда же не было столько информации об этом виде спорта, как сейчас. Ночью смотрел игры, подсматривал там какие-то приемы, затем отрабатывал дома эти финты, и уже на площадке с ребятами пытался их применить. Комната была завешана плакатами Майкла Джордана, на то время моим кумиром был, в принципе, как и у многих ребят того времени.
— Белорусский баскетбол потерял ценного игрока?
— Не знаю, но если бы на то время в школе была секция по баскетболу, то я бы, наверное, стал баскетболистом.
— Вернемся к гандболу. Как же Александр Маджаров начинал свою карьеру в этом виде спорта в качестве игрока?
— В десятый классе набирали спортивный класс и я туда захотел попасть. Естественно, баскетбольного класса не было, но зато был гандбольный. Не скажу, что хорошо учился, но закончил школу в итоге без троек. И благодаря успеваемости меня взяли в спортивный класс, где культивировался гандбол. Попал на занятия к Сергею Цыганкову, в циклы двухразовых тренировок. Уже позднее, когда учился в университете и оформился в «Гомельский гандбольный клуб» (первоначальное название теперешнего ГК «Гомель» — ред.), мое спортивное увлечение переросло в профессиональное. Немного позднее уже начал зарабатывать на жизнь игрой.
— Получается, ты самый старый, если можно так сказать, в гандбольном клубе «Гомель»?
— Да, так и есть. Был с самого основания клуба. Самый старый (смеется). Старее никого нет. Начинал с Сороколетовым, Брановицкий был учредителем клуба, потом уже Павел Анатольевич Старосветский пришел, сейчас он курирует спорт в Гомельской области.
— Из первой команды своей назовешь кого?
— Володя Хузеев, Виталик Титов, Александр Железняков, Андрей Моисеев приехал из «Невы». Ну это все ребята постарше, мы как молодежь в команде были.
— У тебя карьера складывалась только в «Гомеле»? Или может были какие-то предложения из других клубов?
— Только «Гомель». Какие предложения (улыбается)? Амплуа крайнего игрока не такое востребованное в этом виде спорта. Нужно быть суперпрофессиональным игроком на этой позиции, чтобы привлечь к себе внимание (смеется).
— Самую запоминающуюся игру в своей карьере вспомнишь?
— Скорее, запомнился целый чемпионат. Тогда наша команда впервые завоевала бронзу мужского первенства Беларуси по гандболу. Хорошо помнятся «зарубы» с «СКА-РУОР», вспоминается игра с «Аркатроном», я тогда только в основной состав попал.
— Когда карьера перешла в тренерское русло?
— В один момент как-то начал помогать Валерию Круковскому, меня на полставки взяли на работу. Я в университете учился, а он там преподавал. Я и учился, и тренировался, и еще работал. На то время женскую команду возглавил Игорь Чебров, который и предложил место ассистента в гандбольном клубе «Гомель». Мне тогда только 25 лет исполнилось.
Сейчас также с Чебровым общаемся. Обсуждаем некоторые моменты тренировок. Я не стесняюсь – советуюсь, консультируюсь, иногда просто общаемся на другие темы. Сейчас он в Польше работает с детьми.
— Ты ассистировал Чеброву, затем Томажу Чатеру, весьма неплохой багаж профессиональных знаний получил от двух наставников. Какие основные принципы работы ты выделил для себя?
— В целом, у обоих тренеров подходы к организации тренировочного процесса схожи. Поэтому они идентичны и взаимосвязаны. На первое место поставлю игровую дисциплину, выполнение установки тренера, умение слушать. Затем профессионализм, который включает в себя опять же дисциплину и самоорганизованность, стремление расти, достигать цели и развиваться. Из этого вытекает самоотдача. Профессиональный спортсмен должен отдаваться игре полностью. Это не завод, где отработал время – и свободен, идёшь куда-то с друзьями или возвращаешься к семье. Тут должен работать, пахать, чтобы повышать планку мастерства, поддерживать форму, придерживаться режима и т.п. Неправильно будет выделить три каких-то принципа. Он один и включает в себя все ранее сказанные. Они все взаимосвязаны.
— Расскажи о правилах в женской команде «Гомель». Были ли какие-то особенности при Чеброве, Чатере и может быть какие-то правила уже ввел новый наставник?
— По сути все основополагающие правила были и у Чеброва, и у Чатера. Конечно, каждый тренер приносит свои какие-то моменты. Об этом, наверное, лучше у девчонок спросить, я особо что-то не выделяю. Нет такого понятия: это было, теперь я главный, все забудьте – сейчас новые правила. Те правила которые формировались долгие годы при Чеброве, Чатере – остались. Опытные игроки, поигравшие в «Гомеле», их хорошо знают и знакомят с ними вновь прибывших.
Вижу конкретики хочешь. Ну вот недавно мы ввели новое правило, касающееся мобильных гаджетов. Мы запрещаем пользоваться телефоном во время обеда и каких-то командных посиделок. Сфотографироваться, сделать селфи с командой – пожалуйста, потом запостил, на здоровье. Но залипать в телефон когда команда собирается вместе на завтрак или обед – запрещено. Сядь за обедом напротив партнера и посмотри ему в глаза, пообщайся, обсуди, но не залипай в мобильник.
— Как изменялись в команде правила, порядки при Чеброве, затем при Чатере?
— Глобальных изменений не припомню. Если мы с Игорем Викторовичем были знакомы еще до общего тандема работы, то Томажа я не знал и нужно было время для того, чтобы притереться. Ну это везде так, тут ничего удивительного. Я не сразу все понял, что хочет новый наставник, он не знал, что я умею. Помню, более близкое знакомство один на один у нас случилось в кафе. Мы долго сидели общались на профессиональные и другие темы. Провели такую деловую встречу в неформальной обстановке. Он рассказал, что хочет видеть в команде, я спросил, чем могу помочь ему в работе. Сейчас это так подробно все не вспомнишь. Уже потом, в процессе работы начали добавляться какие-то новые нюансы. Чатер всегда прислушивался к советам и выслушивал мнение, но принятие решения оставалось только за ним.
— В женской команде «Гомель» есть какие-то свои ритуалы, обычаи?
— Особо таких нет. Хотя когда мы играли на Кубок, Томажа уже с нами не было (пауза). До игры на собрании долго думали, что бы такого сделать, чтобы поднять боевой дух команды. Сам понимаешь, состояние девочек после того, как Чатера не стало. И вот кто-то предложил каждому нарисовать на руке, на запястье клевер. Чтобы в процессе игры, если возникнут какие-то трудности, можно было бы посмотреть на запястье и вспомнить, что ты часть команды, ты и есть команда. Не помню даже, почему именно клевер. Друг дружке нарисовали зеленкой клевер. Эмоциональная штуковина, я тебе скажу. Может быть она нам и не сильно требовалась, но факт остается фактом. Возьму себе это на вооружение, в будущем буду практиковать такие штуки.
— Победное празднование было не таким, как после прихода Чатера. Это его идея была кружить в «победной пляске»?
— Дело в том, что с приходом Чатера команда усилилась. Была поставлена одна четкая задача и цель – первое место, соответственно проходящих матчей стало на порядок меньше. Если раньше в чемпионате были все принципиальными соперниками, то остался только один – «БНТУ-БелАЗ». Естественно, удовольствие от игры с другими командами не приносило такой радости. Мы чаще стали собираться после игры, отмечать победу, обсуждать какие-то вопросы и т.п. Чатер же ввел еще собрание в кафе перед игрой. Девочки до сих пор эту традицию чтут и собираются на такую пятнадцатиминутку перед матчем, кто-то кофе, кто-то чай, но не в этом суть собрания, как ты понимаешь. Это очень сплачивает. И победный танец тому подтверждение, все искренне происходит.
— После игры как-то отмечаете результат?
— После мы отмечаем только итоговые матчи, завоеванный трофей или чемпионство. Как сказал Томаж: «Пьем только три раза в году! Когда отмечаем Кубок, чемпионство и трофей в Балтийской лиге». Все остальное – просто собрание: кофе, сок, перекусить».
— Поделишься каким-нибудь примером, когда Чатер настраивал команду перед игрой?
— Всегда и я, и девчонки вспоминают его фразу перед финалом Кубка против «БНТУ-БелАЗ»: «Финалы играют многие, а помнят только чемпионов». Томаж не повторялся и в принципе вся установка вытекала из тех насущных проблем, которые были в команде на тот момент. Нет, не было голливудских фраз, но после его речи хотелось выходить и биться на площадке. Со стороны это смотрелось обычно, но думаю, он всегда готовился к этому моменту и делал это с такой простотой, что его слова доходили до каждого.
Хорошо помню историю с бутылкой шампанского. Томаж предложил скинуться всем девчонкам и купить большую бутылку шампанского, затем мы всей командой пошли в лес и закопали ее. Тогда Чатер сказал, что когда выиграем чемпионство – вернемся, выкопаем и отметим наш титул. Бутылка пролежала в земле весь сезон. Сразу после завоеванного чемпионства мы с командой выкопали ее и там же отметили трофей. Это было сразу после игры (длительная пауза).
Чатер очень хорошо понимал психологию команды, поэтому вот такие примеры помогали на эмоциях выдавать матч на загляденье. И вернусь к вопросу о принципах, на который я до конца так и не ответил: на третье место поставлю психологию в коллективе.
— Насколько мне известно, помимо работы в гандбольном клубе, ты еще преподаватель Гомельского государственного университета?
— Да, верно, до лета текущего года я являлся преподавателем университета и это была основная моя деятельность. С 2004 по 2021 год я преподавал в ГГУ на кафедре спортивных дисциплин. Закончил аспирантуру, но защититься все никак не доходят руки. Все вроде есть, но на бумагу положить не хватает времени. Хотя мой научный руководитель постоянно настаивает, что нужно закончить и все свои наработки использовать в защите кандидатской диссертации. Благодарен своим, уже бывшим коллегам, руководству университета, кафедры за то, что воспитали, выучили, дали работу.
— Мы немного коснулись новичков команды, немного прольешь свет на пришедших четырех гандболисток?
— Да, подписали российскую гандболистку Ладу Самойленко из звенигородской «Звезды». Она заменила на позиции разыгрывающей Вику Дивак, которая отправилась играть в «Астраханочку». Девочка перспективная, поэтому возлагаем на нее надежды.
Лера Кузьменкова в минувшем году была заиграна в «Берестье». Там, к сожалению, получила травму, восстанавливалась. Она воспитанница гомельской школы гандбола, попросилась поработать в команде для восстановления и поддержания формы, длительное время мы за ней наблюдали, прошла вместе с командой всю предсезонку, нас удовлетворило ее состояние здоровья и мы приняли решение включить ее в состав команды.
Наталья Маркова, воспитанница минской школы гандбола, одно время играла за юниорскую сборную, затем отправилась в один из спортивных интернатов в Польше, где она жила и училась. Выступала в чемпионате Польши, защищала ворота клуба второго дивизиона «Квидзын».
Марина Суровец, ранее защищала цвета «Берестье», тоже интересный игрок, любопытно будет наблюдать за ней в сезоне.
— В тренерском штабе ведь тоже пополнение. Тебе в предстоящем сезоне будет помогать Ира Дронова. Как планируешь строить работу в тандеме с новоиспеченным наставником?
— Ира человек не чужой в гандболе и опытный. Дронова прошла большую и очень хорошую школу и жизненную, и в профессиональном плане. Знает гандбол изнутри. Знает, как устроена система взаимодействия игрока и тренерского штаба, знает систему нашего клуба, какие-то нюансы в работе тренера. Уверен, будет очень интересно с ней работать. К тому же, она в минувшем сезоне очень помогала в работе тренерского штаба. Руководство клуба и я остались довольны.
— Основную часть разговора завершили. Если не возражаешь, поговорим о личном. Женат, дети? Имеют ли домочадцы какое-то отношение к гандболу?
— С будущей супругой учились в одной школе. Познакомились в девятом классе и с того времени вместе. Я тогда был в одиннадцатом, она в девятом. После окончания университета поженились. Два сына-близнеца и дочь младшая. Ребята занимаются легкой атлетикой, а дочь танцами. Никто из них никакого отношения к гандболу не имеет. Хотя, наверное, это неправда. Когда муж занимается всю жизнь гандболом, то и жена будет иметь отношение к гандболу (смеется).
— Немного провокационный вопрос: супруга как-то акцентирует внимание на том, что ты работаешь в женской команде?
— Знаешь, в некоторых моментах она мне даже помогает. Никто так хорошо не знает женскую психологию, как сама женщина (смеется). Иногда обсуждаешь с ней какую-то конкретную ситуацию в женском коллективе и она раскладывает все по полочкам. Уже после этого разговора мне становится понятно, как лучше поступить в той или иной ситуации. Она своим женским глазом видит какие-то нюансы, которые не увидит мужчина. Нет, она не дает совет, но в разговоре с ней рождается истина и понимание ситуации с женской стороны.
— Завершим наш разговор планами на будущее.
— Не будем заглядывать далеко вперед, на предстоящий сезон – завоевать чемпионство. Как бы это амбициозно ни звучало, но хочу выйти из тени и добиться результата в своем новом амплуа – главного тренера. К сожалению, по некоторым причинам «Гомель» не примет участие в еврокубковых матчах, хотелось бы попробовать свои силы в поединках на евроарене.
Дмитрий Степанец
СПОРТНАВИНЫ
You must be logged in to post a comment Логин